На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Второй подряд отопительный сезон Тверская область переживает без крупных коммунальных аварий

На прошлой неделе на заседании областного правительства подвели итоги отопительного сезона, который официально завершился 12 мая. Он прошел без ЧП и срывов не только благодаря теплой зиме. Во многом это результат системной работы власти по переустройству всего жилищно-коммунального комплекса региона – от теплосетей до системы расчетов и управления.

​Чтобы понять, что такое жилищно-коммунальное хозяйство Тверской области, давайте попробуем оценить два параметра. Наш регион обладает пятым по масштабам (39300 тыс. кв. м) жилым фондом в Центральном федеральном округе, уступая только Москве, Московской, Тульской и Воронежской областям. А вот по степени изношенности коммунальных сетей мы занимаем 16-е место в ЦФО, или третье с конца! То есть у нас огромный жилфонд, и очень старые и ветхие теплосети. Вот и попробуй обслужить такое хозяйство, чтобы конечный потребитель был доволен.

Впрочем, в состоянии нашего коммунального хозяйства отражены тенденции общероссийские. В советские времена, как говорят сами коммунальщики, «меняли хорошее на новое» – экономика была плановой, в том числе и в сфере ЖКХ. Потом наступили времена «дикого капитализма», когда жилищно-коммунальным хозяйством стали управлять частные компании, которые не стеснялись в уставах прописывать своей главной целью «извлечение максимальной прибыли». Тарифы росли, потребители платили, «коммунальные короли» получали прибыли, а коммуникации ветшали все сильнее – в них не вкладывали ни копейки. Так прошло без малого 30 лет. Не удивительно, что среди зимы в Твери рвались магистральные трубы и сотни людей оставались без тепла.

Удивительно, как при такой работе не разморозили весь город.

​Игорь Руденя первые два года после того, как возглавил регион, каждую зиму по несколько раз выезжал на крупные прорывы и аварии в коммунальном хозяйстве. Тогда стало ясно, что непонятные фирмы, собиравшие деньги с жильцов, за ресурсы по несколько лет не платили от слова «совсем», а интересы коммунального бизнеса активно отстаивали прикормленные чиновники и депутаты.

И вот уже два отопительных сезона подряд – ни одной крупной аварии на сетях. Нет, зарегистрировано 586 так называемых «технологических нарушений», но это не масштабные аварии, оставляющие без горячей воды и тепла целые микрорайоны. К «технологическим нарушениям» относится даже перегоревшая в подъезде лампочка.

​Итак, два года ЖКХ работает без сбоев. Почему это произошло?

Под крылом государства

Первая причина – правительство области стало проводить активную политику по консолидации коммунальных активов, возвращению их в государственную собственность. «Тверская генерация», «Тверь Водоканал» теперь находятся под государственным управлением (напомним, что с прошлого года сюда же перешел региональный оператор по вывозу мусора, а мусор – тоже коммунальная тема). Очевидна логика поступков региональной власти: на работу ЖКХ много нареканий со стороны населения, все попытки мирным путем заставить управляющие компании выполнять свои обязанности не оправдали себя, поэтому власть стала принимать жесткие меры, устанавливая контроль над крупными коммунальными активами.

– Отопительный сезон 2019–2020 гг. прошел в штатном режиме, без серьезных аварий, – доложил на заседании правительства генеральный директор «Тверь Водоканал» Андрей Радченко. – Планомерно идет подготовка к следующему отопительному сезону. Будем модернизировать сети, проводить ремонты, стараться все успеть.

​Коммунальные активы – это отрасль жизнеобеспечения, от работы которой зависит элементарная выживаемость людей. Возвращая их под свой контроль, государство выступает как институциональный инвестор, который заинтересован не в получении прибыли, а в создании современной развитой инфраструктуры. По инициативе областного правительства увеличились субсидии муниципалитетам на проведение коммунальных ремонтов и модернизацию теплоэнергетического комплекса. Как результат, к отопительному сезону 2018–2019 гг. отремонтировали 112 котельных, 25,3 км водопроводных и канализационных сетей, заменили 49 км тепловых сетей.

Консолидация коммунальных активов предполагает возвращение государственного контроля в сфере коммунального хозяйства не только в областном центре, но и в районах. «Тверь Водоканал» вернулся в государственную собственность, а в муниципалитетах многочисленные «оошки», обслуживающие сети тепловодоснабжения, пока остаются в частных руках. Основная проблема заключается в том, что оформление отношений частников с муниципалитетами происходило с многочисленными нарушениями, и прежде чем состоится консолидация, придется поработать юристам. Но дело движется. Еще в начале февраля были названы муниципалитеты, где консолидация коммунальных активов пройдет в первую очередь: Ржев, Конаково и Торжок.

Эффективность по всем направлениям

Когда работу ЖКХ организуют системно, становится возможным не только определять наиболее «узкие» места в коммунальных сетях, но и «расшивать» узкие места в самом управлении. Генеральный директор «МРСК Центра – Тверьэнерго» Александр Пилюгин назвал переломным в ситуации с проведением отопительных сезонов 2018 год.

– В этом году по инициативе губернатора Игоря Рудени в Тверской области прошли самые масштабные учения энергетиков, впервые в российской истории. Благодаря этим учениям мы смогли выявить слабые места в электросетях и оперативно заняться их укреплением. После этого число отключений электроснабжения уменьшилось в три раза, сократилось и время устранения неполадок на электросетях, – рассказал руководитель компании.

Для всех районов области с 2016 года ввели обязательные «паспорта готовности». Их отсутствие свидетельствует о том, что муниципалитет оказался нерасторопным и не успел подготовить свое коммунальное хозяйство к отопительному сезону. Если в первый год, когда ввели эти «паспорта готовности», их смогли получить только 44% муниципальных образований, то в минувшем отопительном сезоне их доля выросла до 77% – то есть три четверти поселений ответственно привели в порядок свои коммунальные сети, теплотрассы и водопроводные трубы. Есть планы довести в следующем отопительном сезоне долю получивших «паспорта готовности» до 90%, а с теми, кто не справится, разбираться уже путем принятия кадровых решений. Кстати, с 1 июня начнется проверка районов и округов области на степень их готовности к следующему отопительному сезону. Самое время вспомнить поговорку «Готовь сани летом…».

​Еще один важный момент – создание областного резерва материально-технических ресурсов, который позволяет в случае аварии оперативно доставить, смонтировать и запустить, например, дизель-генератор, насос или задвижку. К поддержке из резерва в нынешнем отопительном сезоне обращались 10 муниципалитетов, и хорошо, что запас был создан заранее. То же касается и запасов мазута для котельных: в областном резерве запасли 3,5 тысячи тонн топочного мазута.

​Впрочем, можно ведь вообще уйти от мазутных котельных и ставить газовые модульные котельные – они и в обслуживании проще, и гораздо надежнее, и способны поддерживать заданные параметры отопления при минимизации затрат. И на их монтаж, наладку и пуск требуется совсем немного времени – в среднем два-три месяца. К тому же обнаружилась интересная зависимость: в муниципалитетах, где начинают работать модульные котельные, резко снижается количество жалоб жителей на «недогрев» квартир. Например, Бологовский район, где в этом отопительном сезоне появилась модульная котельная, стал рекордсменом: количество жалоб сократилось на треть! А вообще, по информации руководителя государственной жилищной инспекции, количество жалоб населения на работу коммунальных служб сократилось в нынешнем отопительном сезоне больше чем на 13% – их поступило меньше 6 тысяч со всей области. В прежние годы число жалоб только росло.

Прозрачные расчеты

Наконец, главная (или одна из главных) причин того, что в коммунальной отрасли дела пошли на лад, – это то, что она постепенно становится все более прозрачной. В 2017 году появился единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Создавался он с благой целью – для обеспечения прозрачности финансовых потоков, минимизации рисков формирования задолженности. Тогда же была создана межведомственная комиссия, контролирующая расчеты за поставленные энергоресурсы. То есть каждый неплательщик (особенно если речь шла об управляющих компаниях) теперь был как на ладони.

И это сработало: платежная дисциплина в расчетах за энергоресурсы стала укрепляться на глазах! Собираемость платежей выросла с 90% до 98%, а с начала прошлого года объемы просроченной задолженности потребителей региона за природный газ сократились почти вполовину. Кроме того, теперь стало возможно отслеживать ситуацию по долгам на уровне отдельных муниципалитетов. Самым большим должником остается Тверь, а самыми дисциплинированными плательщиками – Пеновский и Кесовогорский районы, где долгов перед ресурсоснабжающими организациями нет совсем. И еще один важный факт: около трети суммарной задолженности предприятий и муниципалитетов региона составляют долги предприятий-банкротов.

Примечательно, что пока только пять муниципалитетов области вошли в систему расчетов ЕРКЦ. Остальные еще думают. Чтобы они быстрее принимали решение, губернатор на последнем заседании правительства пригрозил провести кадровые перестановки в руководстве муниципалитетов, которые не спешат переходить на более современные – предсказуемые, прозрачные, проверяемые – формы оплаты за услуги ЖКХ. Подготовка к следующему отопительному сезону уже началась.

Владислав ТОЛСТОВ

]]>

 

Ссылка на первоисточник
наверх