На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уходим под землю: в Тверской области открывается полевой поисковый сезон

В апреле, в преддверии открытия полевого сезона, областное правительство приняло решение выделить субсидии семи поисковым объединениям. В их число вошло и объединение «Витязь» из Твери.

Создателем «Витязя» стал Александр Иванов – легендарная фигура в тверском поисковом движении, воин-интернационалист, занимающийся военным поиском с 1989 года.

В составе объединения четыре отряда – «Витязь», «Марс», «Фронтовые дороги» и «Партизан». Более-менее постоянный состав – 55 человек. Кто-то активно работает весь сезон – берет отпуск, договаривается на работе, выбирается в выходные. Кто-то приезжает по возможности. В некоторых поисковых отрядах работают представители уже второго, а то и третьего поколения поисковиков. Каждый год они выезжают на раскопки в муниципалитеты области, которые в годы войны становились полями сражений.

– Мы копали в Калининском районе, в Зубцовском, Ржевском, Старицком, – перечисляет Владимир Камышанский, заместитель председателя объединения «Витязь» и командир поискового отряда «Марс».

Он считает, что поисковое движение уже несколько лет как переросло из хобби отдельных энтузиастов в серьезную задачу по увековечению памяти и поиску останков павших бойцов, которую поддерживают на государственном уровне. Вот и региональное субсидирование это подтверждает, и такие большие поисковые экспедиции, как «Ржев. Калининский фронт».

Первые организованные военно-мемориальные сообщества появились в Тверской области в конце 1980-х, но поиски и раскопки в местах боев начались фактически сразу после войны. И даже сейчас, спустя три четверти века, поисковикам хватает работы – и на раскопках, и в архивах. Тщательно, используя где лопату, а где кисточку, снимают они землю, слой за слоем, бережно собирая обнаруженные останки бойцов, документы, «смертные медальоны».

Пролежавшие в сырой земле несколько десятилетий документы чаще всего могут прочесть только профессиональные эксперты – и у всех поисковых отрядов есть договоренности с полицией, которая помогает им в этом. В последние два года партнерами поисковых отрядов стал и Следственный комитет Тверской области. Следователей интересуют факты геноцида гражданского населения. Камышанский рассказывает, как в прошлом году в Зубцовском районе нашли место захоронения мирных жителей – тела стариков и детей, убитых оккупантами, были просто свалены в кучу.

В прошлом году «витязи» подняли 67 останков, в позапрошлом – около 200, а года три назад в урочище под Ржевом, совместно со ржевскими поисковиками раскопали санитарную яму, в которой покоились останки больше 300 красноармейцев, скончавшихся от ран.

В подмосковном Подольске, где находится Центральный архив Министерства обороны, тверские поисковики частые гости. Однако до сих пор многие документы времен войны сохраняют гриф секретности.

Весна и осень у поисковиков самый горячий сезон – летом поиску мешает высокая трава. Первые лопаты земли на местах боев они подняли.

Владислав ТОЛСТОВ

]]>

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх